• facebook-square
  • Instagram Square
  • LinkedIn Square
  • Twitter Black Square

© 2019 by Aviapersonal. All rights reserved.

Аналитический центр

Аналитический центр компании "Авиаперсонал" предлагает уникальные исследования и аналитику рынков труда и образования, отражающие тенденции и реалии отрасли, а также содержащие прогнозы, рекомендации, которые могут быть полезны авиаспециалистам, представителям HR, маркетологам, управленцам и всем, кто интересуется и связан с авиацией. 

Обратитесь к нашим консультантам и закажите исследования для вашего предприятия.

Наши исследования и проекты:

На сегодняшний день подготовка специалистов по программам профессионального образования (высшее, среднее профессиональное) осуществляется в 18 государственных образовательных организациях, подведомственных ФАВТ, по 36 специальностям (направлениям подготовки) – 21 специальность (направление подготовки) высшего образования, 15 – среднего профессионального образования. В 2016 году общая численность обучающихся в государственных образовательных организациях гражданской авиации составляла 25 604 человека. Несмотря на то, что все государственные образовательные  ... Читать далее >>

 

 

 

 

 

 

 

Компания «Авиаперсонал» решила выступить «первопроходцем» в вопросах создания комплексной системы оценки отраслевых образовательных учреждений и рейтингов, предложив «первое приближение» для авиационной отрасли – Рейтинг авиационных  учебных центров дополнительного профессионального образования (далее Рейтинг АУЦ ДПО) по видам специализации. Данный Рейтинг представляет собой, прежде всего, оценку «рыночной привлекательности» учебных центров с точки зрения потребителей, поэтому на этом тапе перед компанией не было задачи выявить соответствия или несоответствия деятельности учебных центров существующим законодательным нормам и требованиям, действующим для образовательных учреждений, – это задача надзорных органов... Читать далее >>

 

 

 

 

 

 

Подбирая персонал и консультируя организации авиатранспортной отрасли более 10 лет, компания «Авиаперсонал» ведет постоянный мониторинг изменений на рынке труда отрасли, колебаний интереса соискателей к вакансиям и работодателям, а также отслеживает изменения требований работодателей к кандидатам.    

Вторая половина 2015 года ознаменовалась для рынка труда авиатранспортной отрасли несколькими негативными тенденциями, которые нашли свое отражение в рейтинге работодателей авиатранспортной отрасли, составленном на основе анализа мнений соискателей работы.    

В 2015 году кризисные явления в авиатранспортной и туристической отраслях повлияли на тренды в управлении персоналом компаний: оптимизация численности и расходов на персонал, а также повышение требований к компетенциям персонала и увеличению функционала стали неотъемлемой частью работы служб и департаментов по работе с персоналом. Все эти факторы повлияли на мнение соискателей и стали причиной существенных изменений в рейтинге работодателей 2015 по сравнению с 2014 годом.  

Так, интерес соискателей в 2015 году был в большей степени сосредоточен на уровне заработной платы и стабильности дохода, а такие требования к работодателю, как требования к «психологическому климату» или возможностям карьерного роста, предъявляемые еще в 2013 году практически всеми соискателями, отошли на ... Читать далее >>

 

 

 

 

 

 

 

На основе запросов соискателей в течение 2014 года компания «Авиаперсонал» составила очередной рейтинг работодателей. Целевая аудитория среди соискателей, обратившихся по вопросу поиска новой работы в 2014 году: административный персонал (руководители и специалисты административных структур) - 52% и производственный персонал (пилоты, бортпроводники, инженерно-технический состав и др.) - 48%.  Из всех обратившихся 96% интересовались работой в авиакомпаниях.

Рейтинг авиакомпаний состоит из пожеланий и мнений соискателей, сгруппированных в 4 основных категории. Стоит отметить, что рейтинг складывается из запросов и интересов соискателей к той или иной компании, то есть из той информации, которой они располагают. Возможно, эта информация не полностью соответствует действительности, но, прежде всего, мнение соискателей показывает, как воспринимается работодатель на рынке труда. Далее >>

 

 

 

 

 

 

 

В 2013 году произошло много изменений на рынке труда и продолжают происходить изменения в кадровых политиках авиакомпаний. Уже в первом квартале этого года видны их отголоски, многие позиции в рейтинге изменяются и скорее всего в конце 2014 года будут уже новые лидеры. В любом случае, рынок труда всегда замечает тех работодателей, которые неустанно и целенаправленно работают над своим имиджем. Рейтинг этого года показал, что далеко не все зависит от объема компании и ... Читать далее >>

 

 

 

 

 

 

Если до 2015 года преимущественно молодые, мобильные пилоты, не обремененные семьей, маленькими детьми и устоявшимся бытом, рассматривали работодателей Юго-Восточной Азии, то с наступлением экономического кризиса, оптимизацией российских перевозчиков и банкротством авиакомпании «Трансаэро» многие пилоты проявили интерес к Юго-Восточной Азии, который подогревается стремительными темпами роста пассажирских перевозок и привлекательными финансовыми условиями работы. Кроме того, что по итогам 2015 года в макрорегионе появился новый лидер – Индия, которая показывает невероятные темпы роста объемов авиаперевозок – 20,2% на международных направлениях и 8,3% на внутренних*.

 

Несмотря на то, что члены летного состава авиакомпаний по-прежнему входят в тройку лидеров среди высокооплачиваемых профессий России и являются наиболее дорогостоящими специалистами на рынке труда по соотношению «цена/трудозатраты», зарплаты летного состава в России кажутся «скромными» на фоне других стран. Так, средняя заработная плата Командира воздушного судна (КВС) иностранных типов воздушных судов составляет (из расчета по курсу 72 рубля за доллар):

 

  • в Китае – 19 505 долларов США;

  • в Европе – от 4 000 до 12 000 евро (в зависимости от бизнес-модели авиакомпании и месячного налета);

  • в России – 5 099 долларов США;

  • в США – от 11 000 до 20 000 долларов США (в зависимости от бизнес-модели авиакомпании и месячного налета).

 

Согласно официальному ежегодному прогнозу рынка гражданской авиации, составленному компанией Boeing в 2014 году, компания прогнозирует спрос на 36 770 новых самолетов в ближайшие 20 лет, что на 4,2% выше прогноза 2013 года. Специалисты компании Boeing подсчитали, что в течение следующих 20 лет Азиатско-Тихоокеанский регион, включая Китай, будет лидировать по общему количеству поставляемых в регион самолетов. Так, например, авиационные власти Китая официально заявили, что к 2030 году стране потребуется более 0,5 млн. пилотов, причем внутри страны нет достаточного количества учебных заведений, готовых покрыть данный спрос. Читать далее >>

 

* По данным IATA: www.iata.org

 

 

 

Аналитический центр компании «Авиаперсонал» подвел итоги деятельности организаций воздушного транспорта в области кадровой политики в 2016 году. В 2016 году численность работников воздушного транспорта крупных и средних организаций составила 76 990 человек, что на 6,2% меньше аналогичного показателя 2015 года. Порядка 85% работников воздушного транспорта относятся к категории авиационного персонала, деятельность которого регламентирована федеральными авиационными правилами и другими отраслевыми нормативными правовыми актами. Если рассматривать изменения в численности работников воздушного транспорта по территориальному критерию, то прирост персонала произошел только в... Читать далее >>

По итогам анализа можно сделать вывод о том, что воздушный транспорт очень чутко и быстро реагирует на любые изменения в экономической ситуации, данные изменения находят отражение как в численности работников, так и в размере заработных плат. Кроме того, проведенный анализ подтвердил тенденцию сокращения численности аэропортового персонала в пользу работников авиакомпаний на фоне общего сокращения численности работников воздушного транспорта, который наблюдается в течение последних 2 лет... Читать далее >>

Еще в 2016 году компания «Авиаперсонал» тщательно изучала вопрос оттока российских пилотов в страны Юго-Восточной Азии, который был подогрет стремительными темпами роста пассажирских перевозок и привлекательными финансовыми условиями работы – уже тогда мы прогнозировали, что рынок Азии будет интересен многим опытным и квалифицированным пилотам, чему также способствовал возобновившийся интерес иностранных работодателей к российским пилотам. Основной предпосылкой для оттока пилотов были и остаются предлагаемые условия – зарплаты членов летного состава в российских авиакомпаниях на их фоне кажутся весьма «скромными»... Читать далее >>

Аналитический центр компании «Авиаперсонал» провел расчет среднегодовой производительности труда некоторых российских, европейских и американских авиакомпаний по итогам 2016 года, используя официальные годовые отчеты компаний.  Анализу подлежала деятельность как групп компаний, включающих в себя ряд авиакомпаний, так и авиакомпаний по отдельности. Производительность труда – показатель, характеризующий эффективность труда. Производительность труда на воздушном транспорте является одним из ключевых показателей эффективности управления персоналом, производственных и технологических процессов и эффективности управления компанией в целом. Лидерами по среднегодовой производительности труда, рассчитанной по количеству обслуженных (перевезенных) пассажиров, стали...  Читать далее >>

Компания «Авиаперсонал», Ассоциация «Авиационный персонал» и отраслевое агентство «АвиаПорт» завершили процедуру выбора лучшего работодателя среди авиакомпаний и аэропортов. В 2016 году на отраслевом рынке труда появились новые работодатели, региональные авиакомпании и аэропорты показали существенный рост объема авиаперевозок и пассажиропотока по сравнению с аэропортами-хабами московского авиационного узла, некоторые региональные рынки труда ощутимо повышали уровень заработных плат работников воздушного транспорта. Все эти и другие тенденции должны были повлиять на расстановку лидерских позиций среди работодателей отрасли. Рейтинг работодателей отрасли призван выявить данные изменения. Читать далее >>

Обозреватель авиатранспортной отрасли - новый формат краткого обзора рынков труда и образования отрасли, актуальные новости, темы, исследования, аналитика, мнения, мероприятия, собранные в одном источнике. Обозреватель позволяет ознакомиться с актуальной информацией и новостями за 5 - 7 минут. Далее >>

В связи с банкротством авиакомпании «Трансаэро», объявленным в начале октября 2015 года, на авиационный рынок труда в самое ближайшее время может высвободиться приблизительно 10 640 специалистов (согласно официальным данным годового отчета авиакомпании за 2014 год). Среди 10 640 специалистов 87% составляет производственный персонал, 10% – обеспечивающий персонал, 3% – коммерческо-финансовый персонал.

В сложившейся ситуации Федеральное агентство воздушного транспорта выступило с инициативой создания базы данных (реестра) вакансий для высвобождающихся сотрудников авиакомпании, которая была опубликована 20 октября 2015 г. на официальном сайте ФАВТ в связи с решением об аннулировании сертификата эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро». Российские авиационные предприятия предоставили около 1 000 рабочих мест для высвобождаемых сотрудников авиакомпании «Трансаэро». Крупнейшие российские авиационные компании оказывают посильную помощь как пострадавшим пассажирам, так и сотрудникам авиакомпании «Трансаэро» по вопросам трудоустройства. Авиакомпания «Аэрофлот-Российские авиалинии» сообщила о 6 000 вакансий для трудоустройства летного, кабинного, инженерно-технического и руководящего состава Трансаэро. Оставшимся специалистам будет предложено рассмотреть другие отрасли. По данным кадрового агентства «Авиаперсонал» в связи с упадком спроса на специалистов на авиационном рынке труда и в экономике в целом количество вакансий для летного состава в свободном доступе уменьшилось более чем на 40% по сравнению с прошлым годом.  Поэтому ситуация вызывает опасения потери для российского рынка части летного персонала и ухода из отрасли части специалистов обеспечивающего персонала.

На данный момент наблюдается отток российских пилотов за границу, который в самое ближайшее время может принять угрожающие масштабы. По итогам опроса работодателей авиатранспортной отрасли, проведенного компанией «Авиаперсонал» в конце 2014 года, самыми дефицитными должностями были названы: авиатехники категорий В1 и В2, инженеры по техническому обслуживанию иностранной техники, КВС А319/320 и вторые пилоты Boeing. В связи с оттоком высококвалифицированных специалистов за границу дефицит летного состава после выхода рынка авиаперевозок из кризиса снова будет расти. Читать далее >>

Начало 2016 года ознаменовалось для рынка труда авиатранспортной отрасли несколькими негативными тенденциями, которые обозначились, начиная со второй половины 2015 года.

 

Ключевыми трендами рынка труда авиатранспортной отрасли 2015 года стали:

 

1. Оценка компетенций персонала и эффективности труда.

Прежде всего, службы и департаменты по работе с персоналом компаний отрасли перешли от поиска и подбора специалистов к оптимизационным процедурам и схемам. Такие инструменты как оценка компетенций персонала и эффективности труда вышли на первый план. Тренд по сокращению численности персонала потребовал от HR-специалистов немалых усилий в работе над оценкой кадрового состава. Так как в отрасли отсутствуют профессиональные стандарты, а для большей части персонала отрасли, не являющегося официально авиационным, общих современных отраслевых требований к компетенциям не существует, то наиболее крупные и развитые компании отрасли занялись профилированием – разработкой и внедрением профилей должностей –  инструментом, который помогает работодателю оптимизировать процедуры оценки, развития, обучения и подбора персонала; содействовать развитию политики оплаты труда, системы мотивации и повышению производительности труда. Профиль должности позволяет объединить и адаптировать все изменения нормативно-правовой базы, профессиональные стандарты, должностные инструкции, положения служб и другую внутреннюю документацию компании.

 

2. Сокращение численности персонала, увеличение функционала сотрудников.

Начатое во второй половине 2015 года сокращение сотрудников продолжилось в 2016 году: согласно внутренних данных компании «Авиаперсонал» количество сокращенных специалистов в компаниях отрасли сильно варьируется и в некоторых случаях доходит до 20% от общей численности штата. Особенно сильно пострадали российские перевозчики, чья деятельность связана с туристическим сектором и чартерными перевозками

 

3. Сокращение заработных плат и премиальной части.

Работодатели всеми силами стремятся «сохранить» персонал, прибегая, прежде всего, к сокращению премиальной части и «серой» зарплаты, но все чаще сокращению подвергается окладная часть.

 

4. Снижение стоимости труда авиационных специалистов на отраслевом рынке.

Зарплатные ожидания и «аппетиты» соискателей сократились – от 5 до 40% – в зависимости от профессиональной области по сравнению с зарплатными ожиданиями специалистов в 2014 и 2015 гг. Далее >>

По вопросам использования материалов компании "Авиаперсонал" или сотрудничества просим обращаться по e-mail: anna@aviapersonal.ru; general@aviapersonal.ru

Юбилейный лого 10 лет.jpg