• facebook-square
  • Instagram Square
  • LinkedIn Square
  • Twitter Black Square

© 2019 by Aviapersonal. All rights reserved.

Работают ли 80% трудоустроенных выпускников авиационных учебных заведений в авиации?

 

На сегодняшний день подготовка специалистов по программам профессионального образования (высшее, среднее профессиональное) осуществляется в 18 государственных образовательных организациях, подведомственных ФАВТ, по 36 специальностям (направлениям подготовки) – 21 специальность (направление подготовки) высшего образования, 15 – среднего профессионального образования. В 2016 году общая численность обучающихся в государственных образовательных организациях гражданской авиации составляла 25 604 человека. Несмотря на то, что все государственные образовательные организации гражданской авиации высшего образования по итогам мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации 2016 года признаны эффективными, ряд показателей указывает на следующие факты:

  • Низкий уровень подготовки поступающих (средний балл ЕГЭ). Исключение составляет УИ ГА, который традиционно показывает самый высокий средний балл ЕГЭ студентов, принятых на обучение по очной форме за счет средств бюджетной системы РФ (2016 год – 68,50 из 100 баллов), а также образовательные организации, осуществляющие подготовку членов летных экипажей (пилотов) по системе среднего профессионального образования. Так, например, средний балл аттестата студентов, принятых на обучение по очной форме за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, для Сасовского имени Героя Советского Союза Тарана Г. А. летного училища ГА в 2016 году составил 4,65 балла из 5, а для Егорьевского авиационного технического колледжа имени В.П. Чкалова – 3,99 балла из 5.

  • Сокращение количества предприятий, с которыми заключены договоры на подготовку специалистов (например, СПбГУ ГА: 2014 год – 148 предприятий, 2016 год – 37 предприятий; Ростовский филиал МГТУ ГА: 2014 год – 76 предприятий, 2014 год – 3 предприятия).

  • Существенная разница в уровне материально-технического оснащения образовательных организаций высшего образования, которая влияет на итоговый уровень подготовки выпускаемых специалистов: удельный вес стоимости машин и оборудования (не старше 5 лет) в общей стоимости машин и оборудования существенно варьируется. Например, данный показатель для УИ ГА в 2016 году составил 75,53%, в то время как для МГТУ ГА – 29,28%. Это связано с политикой ФАВТ, направленной, прежде всего, на развитие материально-технического оснащения образовательных организаций, осуществляющих подготовку членов летных экипажей за счет покупки новых тренажеров и воздушных судов. Уровень материально-технического оснащения образовательных организаций среднего профессионального образования довольно высокий: только 4 образовательные организации из 14 показали удельный вес стоимости машин и оборудования (не старше 5 лет) в общей стоимости машин и оборудования меньше 65% в 2016 году.

Согласно мониторингам Министерства образования и науки Российской Федерации, который основан на данных, предоставляемых совместно образовательными организациями и Пенсионным фондом Российской Федерации, учебные заведения гражданской авиации показывают высокие показатели трудоустройства выпускников. Так, по итогам 2016 года все высшие учебные заведения гражданской авиации (за исключением филиалов) показали 80% показатель трудоустройства выпускников 2015 года. Однако данная цифра не дает четкого ответа на вопрос – работает ли выпускник по специальности в авиапредприятии или отраслевой организации? Например, эффективность трудоустройства выпускников ВУЗов 2014 года по инженерно-техническим специальностям составила 84,2%, при этом средний месячный доход выпускника, полученный в течение года после выпуска (2014 – 2015 гг.), в среднем составил 57 287 рублей, что больше аналогичного показателя 2013 – 2014 гг. (53 848 рублей). Эффективность трудоустройства выпускников ВУЗов 2015 года по летным специальностям составила 85,2%, а в 2014 году – 84,6%, при этом средний месячный доход выпускника, полученный в течение года после выпуска (2014 – 2015 гг.), в среднем составил 101 668 рублей, что меньше аналогичного показателя 2013 – 2014 гг. (113 084 рубля). Наибольшая эффективность трудоустройства выпускников ВУЗов 2014 года была зафиксирована по специальностям управления воздушным движением (УВД) – 98,4%, при этом средний месячный доход выпускника, полученный в течение года после выпуска (2014 – 2015 гг.), в среднем составил 134 736 рублей, что больше аналогичного показателя 2013 – 2014 гг. (85 417 рублей). Тем не менее, данные цифры не являются подтверждением того, что выпускник действительно работает по специальности. Так, например, в отчете самообследования МГТУ ГА за 2016 год сказано, что общий выпуск составил 388 человек, из них трудоустроено 265 человек, в том числе 124 человека в авиацию, что составляет всего 47% от общего количества выпускников.

 

С переходом страны к рыночным отношениям система распределения выпускников была упразднена. В целях эффективной работы отрасли Росавиация осуществляет мониторинг потребности в кадрах и их трудоустройства в авиапредприятия, корректируя направляемые в Министерство образования и науки Российской Федерации запросы контрольных цифр приёма (КЦП). Тем не менее, в отрасли отсутствует единая система мониторинга качества подготовки обучающихся и выпускаемых специалистов, которая была бы основана на компетентностном подходе, который заложен в национальную систему квалификаций. На сегодняшний день в стране в целом отсутствует единый методический подход к мониторингу рынка труда. Развитие национальной системы призвано внедрить по отраслям систему мониторинга рынка труда при поддержке советов по профессиональным квалификациям Нацсовета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Сегодня многие советы уже проводят общественно-профессиональную независимую аккредитацию учебных заведений по квалификациям. Этот процесс проходит параллельно с развитием независимой системы оценки квалификаций, что позволяет регулярно анализировать рынок труда и квалификации работников отраслей, а также контролировать качество компетенций и уровень квалификаций, поставляемых на рынок труда учебными заведениями. Воздушный транспорт пока лишен возможности эффективно применять все преимущества национальной системы квалификации, особенно в части анализа рынка труда.

 

При копировании материалов ссылка на компанию "Авиаперсонал" обязательна.

Юбилейный лого 10 лет.jpg