• facebook-square
  • Instagram Square
  • LinkedIn Square
  • Twitter Black Square

© 2019 by Aviapersonal. All rights reserved.

Обзор состояния рынка труда авиатранспортной отрасли в 2016 году

Аналитический обзор

При публикации и печати ссылки на Консалтинговую компанию «Авиаперсонал» и Ассоциацию «Авиационный персонал» обязательны.

Начало 2016 года ознаменовалось для рынка труда авиатранспортной отрасли несколькими негативными тенденциями, которые обозначились, начиная со второй половины 2015 года.

 

Ключевыми трендами рынка труда авиатранспортной отрасли 2015 года стали:

1. Оценка компетенций персонала и эффективности труда.

Прежде всего, службы и департаменты по работе с персоналом компаний отрасли перешли от поиска и подбора специалистов к оптимизационным процедурам и схемам. Такие инструменты как оценка компетенций персонала и эффективности труда вышли на первый план. Тренд по сокращению численности персонала потребовал от HR-специалистов немалых усилий в работе над оценкой кадрового состава. Так как в отрасли отсутствуют профессиональные стандарты, а для большей части персонала отрасли, не являющегося официально авиационным, общих современных отраслевых требований к компетенциям не существует, то наиболее крупные и развитые компании отрасли занялись профилированием – разработкой и внедрением профилей должностей –  инструментом, который помогает работодателю оптимизировать процедуры оценки, развития, обучения и подбора персонала; содействовать развитию политики оплаты труда, системы мотивации и повышению производительности труда. Профиль должности позволяет объединить и адаптировать все изменения нормативно-правовой базы, профессиональные стандарты, должностные инструкции, положения служб и другую внутреннюю документацию компании.

По данным крупнейшего российского портала работы hh.ru для работодателей одной из главных проблем в вопросе оптимизации численности персонала стала оценка персонала. Следующими по сложности HR-процессами стали: мотивация, адаптация и оценка эффективности сотрудников. Разработка и внедрение профилей должностей, а также оптимизационных схем и процедур требуют финансовых вложений, а также наличие высококвалифицированных консультантов и специалистов, поэтому, к сожалению, многие компании-работодатели предпочитают выбирать некоторые «усредненные варианты». Таким образом, нынешняя оптимизация зачастую представляет собой хаотичный и нерегламентированный процесс.

2. Сокращение численности персонала, увеличение функционала сотрудников.

Начатое во второй половине 2015 года сокращение сотрудников продолжилось в 2016 году: согласно внутренних данных компании «Авиаперсонал» количество сокращенных специалистов в компаниях отрасли сильно варьируется и в некоторых случаях доходит до 20% от общей численности штата. Особенно сильно пострадали российские перевозчики, чья деятельность связана с туристическим сектором и чартерными перевозками

 

3. Сокращение заработных плат и премиальной части.

Работодатели всеми силами стремятся «сохранить» персонал, прибегая, прежде всего, к сокращению премиальной части и «серой» зарплаты, но все чаще сокращению подвергается окладная часть.

 

4. Снижение стоимости авиационных специалистов на рынке труда.

Зарплатные ожидания и «аппетиты» соискателей сократились – от 5 до 40% – в зависимости от профессиональной области по сравнению с зарплатными ожиданиями специалистов в 2014 и 2015 гг.

По итогам 2015 года в компанию «Авиаперсонал» поступило 115 180 обращений по вопросам трудоустройства и обучения в авиатранспортной отрасли (резюме, письма, звонки, просмотры сайта компании), из которых 110 169 обращений были связаны с вопросами трудоустройства, что является рекордным количеством за все время работы компании (рисунок 1). Наибольшее количество резюме было получено от членов летного состава (19%), административного и аэропортового персонала (15%), членов кабинного экипажа (14%), инженерно-технического персонала (12%) и высшего менеджмента (10%).

 

По неофициальным данным на сегодняшний день в авиатранспортной отрасли без работы осталось порядка 13 тысяч человек. Текущую ситуацию на рынке труда можно назвать крайне неблагоприятной. В результате банкротства Трансаэро высвобождено более 11 000 специалистов, большая часть из которых была принята в штат Аэрофлота. В ближайшем будущем ожидается создание Аэрофлотом объединенной авиакомпании с участием трех структур – авиакомпаний «Россия», «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии». Слияния в период падения объемов перевозок не будут способствовать расширению штата компаний. Логичной для экономики компании (особенно после программы приема Аэрофлота сокращенных сотрудников Трансаэро) станет оптимизация численности персонала трех авиакомпаний, участвующих в слиянии. Только реорганизация авиакомпании «Оренбургские авиалинии» может привести к высвобождению на рынок труда еще порядка 2 тысяч человек.

В январе 2016 года компания «Авиаперсонал» запустила Опрос соискателей работы в авиатранспортной отрасли, призванный определить наиболее востребованные профессиональные области и специальности, критерии выбора работодателей, способы поиска работы, наиболее привлекательных работодателей и ряд других аспектов рынка труда. В Опросе приняло участие 327 респондентов (женщины – 29,4%, мужчины – 70,6%), среди которых:

 

  • члены летного состава – 33%;

  • представители инженерно-технических профессий – 16,2%;

  • административный и аэропортовый персонал – 9,2%;

  • члены кабинного экипажа – 8,6%;

  • высший менеджмент – 7,3%;

  • представители сферы «Бухгалтерия, финансы» – 4,6%;

  • представители сферы «Персонал, управление персоналом» – 4,6%;

  • специалисты других отраслей – 16,5%.

 

31,8% опрошенных респондентов не ищут работу активно (рисунок 2), среди них преобладают специалисты с опытом работы более 10 лет, средняя возрастная группа (26 – 35 лет). 29,7% опрошенных респондентов ищут работу более полугода. Среди них преобладают специалисты с опытом работы более 10 лет, старшая возрастная группа (от 45-ти лет и более). 19,2% опрошенных респондентов ищут работу 3 – 6 месяцев, 19,3% опрошенных ищут работу в течение 1 – 3 месяцев.

 

Основными причинами поиска работы были названы причины, характеризующие кризисное положение – сокращение персонала, ликвидация (банкротство) компании и сокращение заработной платы (рисунок 3). Среди других причин поиска работы можно выделить следующие ответы респондентов: «желание сменить род деятельности», «поиск более интересной работы», «продажа самолета», «исчезновение руководства», «кризис», «вмешательство государства в бизнес».

Наибольший интерес представляет собой распределение ожидаемого уровня дохода по мнению соискателей работы в авиатранспортной отрасли (рисунок 4).

 

Согласно Опросу соискателей работы в авиатранспортной отрасли ожидаемый уровень дохода соискателей по сравнению с зарплатными пожеланиями специалистов в 2014 и 2015 гг. снизился – от 5 до 40% – в зависимости от профессиональной отрасли. Наибольшее падение зарплатных «аппетитов» было зафиксировано для представителей руководящего состава и топ-менеджмента (до 40%), а также членов летного состава (до 30%).

Согласно внутренних данных компании «Авиаперсонал» в авиатранспортной отрасли зафиксированы фактические сокращения заработных плат специалистов, причем в некоторых профессиональных областях весьма существенные – до 42%.

 

Так, самые значительные сокращения заработной платы были зафиксированы для:

 

  • руководящего состава и топ-менеджеров – от 10 до 42%;

  • членов летного состава – от  15 до 35%;

  • членов кабинного экипажа (бортпроводники) – от 7 до 19%;

  • представителей инженерно-технических профессий – от 5 до 18%.

 

На фоне общего сокращения заработных плат и премий в кризисное время всегда повышается спрос на специалистов по продажам, поскольку умение продавать на «падающем» рынке является наиболее востребованным навыком.

 

Именно в это время руководство компаний готово выделять дополнительное финансирование на увеличение продаж. В 2016 году доход специалистов, занятых продажами, начал расти за счет увеличения окладной и, прежде всего, бонусной части, и по прогнозам компании «Авиаперсонал» рост может составить до 10 – 15% по сравнению с 2015 годом.

Порядка 35% безработных специалистов авиатранспортной отрасли составляют члены летного состава (Командиры воздушных судов, Вторые пилоты). В связи с огромной конкуренцией и отсутствием предложений работы на внутреннем рынке члены летного состава готовы умерить зарплатные ожидания. По самым пессимистичным прогнозам уровень доходов членов летного состава в 2016 году может быть сопоставим с показателями начала 2011 года (сокращение до 35% по сравнению с началом 2015 года). Данная тенденция подтверждается изменениями в ожидаемом уровне дохода, выявленными в ходе Опроса (рисунок 5, рисунок 7).

 
 

Порядка 15% безработных специалистов авиатранспортной отрасли составляют представители инженерно-технических профессий. Уровень дохода инженерно-технического персонала в 2016 году сокращается и в случае пессимистичного развития ситуации будет сопоставим с показателями начала 2013 года (сокращение до 20% по сравнению с началом 2015 года). Все больше представителей инженерно-технических профессий вынуждены снижать свою стоимость на рынке труда (рисунок 6, рисунок 7).

 

Существенные изменения коснулись уровня дохода руководящего состава и топ-менеджеров: теперь представители высшего менеджмента намного чаще готовы рассматривать предложения работы с заработной платой ниже привычного для них уровня (рисунок 8).

 

Бортпроводники бизнес-авиации также ощутили на себе последствия кризиса – снижение уровня дохода составило до 20% по сравнению с 2015 годом.

 

Несмотря на общий экономический кризис и непростую ситуацию на рынке труда авиатранспортной отрасли, около 27% опрошенных респондентов не готовы менять сферу деятельности, желая остаться в авиации. Оставшиеся 73% респондентов готовы рассмотреть альтернативные отрасли и сферы деятельности (рисунок 9).

 

В связи с отсутствием предложений работы на внутреннем рынке, а также значительным ростом иностранной валюты, большинство респондентов готово отправиться за границу (62,7%), в то время как оставшиеся 37,3% опрошенных не готовы к переезду в другие страны. 20,5% опрошенных не готовы менять место жительство и образ жизни даже в рамках страны.

 

Наиболее популярными способами поиска работы являются сайты компаний-работодателей (31%), порталы и сайты работы (25%), а также личные связи и контакты (23%). Соискатели работы не ограничиваются каким-либо одним способом поиска работы, предпочитая использовать несколько, чтобы увеличить свои шансы.

 

В условиях кризиса существенно меняются критерии выбора работодателя: на первый план выходят такие критерии, как стабильность компании на рынке и уровень заработной платы (рисунок 10).

 
 

В рамках составления ежегодного рейтинга работодателей авиатранспортной отрасли в Опрос были включены вопросы по определению наиболее привлекательных работодателей, существующих на российском рынке труда авиатранспортной отрасли. Среди авиакомпаний тройка лидеров выглядит весьма интересно: Аэрофлот, S7 и Россия (рисунок 11). Среди аэропортов в тройку лидеров вошли аэропорты Московского Авиационного Узла (Домодедово, Внуково, Шереметьево) (рисунок 12).

 

Среди других привлекательных российских работодателей, не имеющих прямого отношения к авиакомпаниям и аэропортам, были названы: ЛИИ им. Громова, Роснефть, ОАК, Технодинамика, Вертолеты России, Гражданские Самолеты Сухого, Росавиация, Ространснадзор, авиационные учебные центры, Авиализинг, Волга-Днепр Техникс, Авиа Групп, ИФК Техникс и другие.

В связи с огромным интересом к иностранным работодателям респонденты выделили следующих работодателей: Emirates (31,6%), Qatar Airways (9,3%),  Etihad (9,3%), Lufthansa (7,9%), Air France и KLM (6,6%), а также Air China, Belavia, British Airways, Airbus, Boeing Iberia, Korean Air, FlyDubai, Thai Airways, Vueling Airlines,  SAS, TNT, Virgin Airlines, American Airlines, Turkish Airlines  и др.

По итогам анкетирования работодателей транспортной отрасли Министерством труда и социального развития РФ в рамках работы над созданием Национального справочника профессий востребованными, перспективными и новыми профессиями (специальностями) на рынке

 

  • Агент авиационной безопасности;

  • Агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок;

  • Бортпроводник;

  • Диспетчер по контролю за подготовкой воздушных судов к вылету;

  • Пилот;

  • Специалист по техническому обслуживанию аэродромной техники;

  • Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) и другие.

Компания «Авиаперсонал» совместно с Ассоциацией «Авиационный персонал», объединяющей ключевых работодателей авиатранспортной отрасли по вопросам разработки профессиональных стандартов и решения кадровых задач, провели в декабре 2015 года опрос лидирующих работодателей авиатранспортной отрасли с целью определения приоритетных профессий (специальностей) отрасли. По итогам опроса ключевыми (приоритетными) профессиями были названы:

 

  • Инспектор службы авиационной безопасности;

  • Агент по организации обслуживания пассажирских перевозок;

  • Бортпроводник;

  • Агент перронного обслуживания;

  • Пилот;

  • Приемосдатчик груза и багажа;

  • Инженер аэродромной службы;

  • Специалист по ТО ВС.

Сопоставляя полученные результаты, можно сделать вывод о важности для работодателей таких профессий и направлений деятельности, как «Пилот», «Бортпроводник», техническое обслуживание ВС и аэродромной техники, авиационная безопасность, организация и обслуживание перевозок. Это значит, что утечка специалистов данных профессий и специальностей за границу является крайне критичной и болезненной как для работодателей, так и для всей авиатранспортной отрасли, поэтому работодатели и власти должны стараться всеми силами «сохранить» российских специалистов в отрасли.

Согласно данным крупнейшего российского портала работы hh.ru наиболее устойчивыми к кризису на московском рынке труда оказались такие профессиональные области, как «Консультирование», «Медицина, фармацевтика», «IT», «Продажи» и, частично, «PR и маркетинг». За прошедший год спрос на специалистов в этих сферах был относительно стабильным, а конкуренция выросла не больше, чем на 3 резюме на вакансию.

Специалистам из числа авиационного персонала для сохранения уникальных и дорогостоящих навыков рекомендуется рассмотреть работодателей Азиатского региона, которые готовы предложить конкурентные условия и достойную заработную плату. Многие иностранные авиакомпании-работодатели тщательно отслеживают ситуацию на российском авиационном рынке труда, периодически проводя так называемые «роудшоу» – презентации компании с одновременной возможностью получения предложения работы по заявленным вакансиям и позициям. Как правило, работодатель за несколько месяцев до «роудшоу» анонсирует дату, место проведения, а также востребованные вакансии и позиции. Все желающие принять участие в мероприятии должны пройти короткую регистрацию, отправить резюме, а также посетить мероприятие, в рамках которого может быть проведено собеседование с представителями компании.

В 2015 году такие авиакомпании, как Turkish Airlines, Hainan Airlines, Korean Air, Lucky Air, Ok Air и некоторые другие провели несколько «роудшоу» в Москве и Санкт-Петербурге для командиров воздушных судов и вторых пилотов. Отслеживать актуальные новости и предложения работодателей можно как на официальных сайтах, так и на популярных авиатранспортных порталах и сайтах.

Юскина Маргарита, Руководитель Карьерного центра Консалтинговой компании «Авиаперсонал»

Юбилейный лого 10 лет.jpg