• facebook-square
  • Instagram Square
  • LinkedIn Square
  • Twitter Black Square

© 2019 by Aviapersonal. All rights reserved.

ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ РЫНКА ТРУДА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ 2013 ГОДА!

 

Завершая 2013 год, мы решили подвести его итоги, оглянувшись на все главные события рынка труда авиатранспортной отрасли. 

 

1. Уменьшение количества авиакомпаний и аэропортов. Укрупнения и сокращения числа работодателей и вакансий.

 

Государственный курс на сокращение до 5-10 авиакомпаний в стране продолжается.

 

 

2012 г.

2013 г.

 

Количество авиакомпаний

125

118

Количество аэропортов

304

(данные"Ассоциация "Аэропорт"гражданской авиации")

 

            228

Количество организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники

​               374

676

Данные ФАВТ

 

Немного цифр

•             Количество вакансий в 2013 г., размещенных на отраслевом портале «Авиапорт» - 733 (за прошлый 2012 г.  – 937)

•             Количество соискателей работы, разместивших резюме на портале «Авиапорт» - 1753 резюме

•             Количество поступивших резюме авиационных специалистов в компанию «Авиаперсонал» в 2013 г. – 1353, в 2012 – 1087

 

Идет укрупнение авиакомпаний-лидеров на рынке за счет мелких перевозчиков. Благодаря этой тенденции рынок труда терпит активную ротацию кадров. При укрупнении безусловно поглощается и производственный кадровый состав, а административный, особенно руководящий, как правило, высвобождается с должностей и отправляется на рынок труда в поиске других предложений, в лучшем случае - в отрасли, в мелких сервисных компаниях или околоотраслевых, в худшем – теряется для отрасли.

Так, например, активный рост показали компании по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (почти 90% роста за год). Во многом это связано со стабильными планами авиаперевозчиков увеличить парк воздушных судов за счет государственных субсидий на развитие региональной авиации. Вообще эта программа дала сильный импульс отрасли и в 2013-ом откликнулась на рынке труда высоким дефицитом командиров воздушных судов региональной техники такой, как CRJ, ATR, Embraer  и др. Для этой техники в России не развита инфраструктура технического обслуживания и обучения авиационного персонала, да и персонал имеет минимальный опыт эксплуатации таких самолетов. Поэтому реализация программы субсидирования региональных авиаперевозок уже в этом году претерпела сложности из-за кадровых проблем рынка. Ситуация с квалифицированными кадрами не позволяет ни региональным, ни федеральным авиаперевозчикам добиться существенного снижения себестоимости авиаперевозок.

В отличие от регионалов, топовые федеральные авиаперевозчики питались весь прошлый год дефицитными кадрами благодаря поглощениям и сокращениям работодателей. Однако, даже в Аэрофлоте в 2013 году сократилось количество сотрудников с 16 418 в 2012 до менее 16 000 в 2013. Авиакомпания «Трансаэро» же наоборот в этом году очередной раз увеличила среднесписочную численность сотрудников с 8 980 в 2012 году до 10 168 в сентябре 2013.  Авиаперевозчики оптимизируются и повышают эффективность труда. В годовых отчетах Аэрофлота и Трансаэро можно увидеть рост эффективности труда в 2012 году по сравнению с 2011, но сравнить 2012 год с уходящим можно будет только в апреле-июне, когда появятся годовые отчеты авиакомпаний.

 

2. Иностранные пилоты в России.

 

В этом году просьба авиаперевозчиков страны разрешить принимать иностранных пилотов получила долгожданную поддержку Президента. Со следующего года авиаперевозчики России смогут принимать по 200  иностранных пилотов в год, такая мера рассчитана на 5 лет. Это, пожалуй, самая обсуждаемая авиационная тема в обществе. Последние 20 лет рынок труда летного персонала работал в режиме «входа нет, выход есть». Пилоты, подготовленные в большинстве случаев за бюджетные деньги имели возможность отправиться на рынки труда других стран и применить там полученные за счет наших налогоплательщиков знания, знания и компетенции, приобретенные за рубежом или даже у нас в России, но гражданином другой страны мы не могли быть применены у нас в стране. В итоге дефицит пилотов вызвал перегрузки, повышенную усталость летного состава, не говоря об экономике работодателей и высокой себестоимости перевозок. Было 2 варианта решения: запретить нашим уезжать, забыв о нормах Конституции, или разрешить иностранным пилотам приезжать на работу к нам. Казалось бы, логичным для рынка получить больше квалифицированной и опытной рабочей силы. Однако, мера эта касается напрямую безопасности полетов и поэтому вызвала много общественного внимания. До сих пор на эту тему не появилось ни оного обще доступного исследования. Противниками этой меры выступали профсоюзы. Профсоюзы продолжали попытки сохранить закрытость рынка от притока новых кадров из-за рубежа, но при этом внятных альтернатив не выдвигалось. Позиция профсоюзов логична в отстаивании своих рабочих мест, чем выше дефицит на рынке труда, тем выше гарантии трудоустроенности пилотов и уровня заработной платы. Именно по причине отсутствия программных предложений по решению проблем рынка труда иными способами, кроме иностранной рабочей силы, к сожалению, профсоюзы проиграли эту борьбу, хотя, начав ее еще 5-7 лет назад, имели все шансы на победу. Добавила горечи проигрыша история со взятием под стражу и судом над одним из участников профсоюза, по заявлениям в СМИ, вымогавшим у руководства Аэрофлота деньги за решение вопроса по невыплаченным заработным платам. Это окончательно подорвало доверие и общества, и законодателей к позиции профсоюзов, отстаивавшим свой рынок и дало еще один повод Президенту поддержать инициативу авиаперевозчиков. В 2014 году профсоюзам предстоит содействовать работодателям в подготовке и внедрениипрограмм адаптации иностранных пилотов и своих пилотов к новым коллегам.

 

3. Авиакатастрофа в Казани. Выводы и решения властей и ее последствия.

 

Авиакатастрофа в Казани, унесшая жизни 50 человек, как ни ужасно это звучит, стала символом надежд на грядущие изменения. Реакция властей была скорой. Минтрансом вводятся изменения, предполагающие передачу Росавиации контроля за летным персоналом, с чем не согласна Росавиация по причине интеллектуального и кадрового голода в ведомстве. Чтобы проводить оценку компетенций летного персонала, необходимы независимые от учебных заведений экзаменаторы, то есть и от Росавиации, которая является учредителем вузов и монополистом в области первоначальной подготовки летного состава. Идеальным решением была бы передачаданной функции объединению работодателей, однако такого не имеется в отрасли.

Другим последствием катастрофы стали обыски в ФАВТ Главным Следственным комитетом. В свою очередь, Владимир Маркин сообщил, что в стране более 100 авиационных учебных центров. "У нас есть все основания предполагать, что многие пилоты, а это прежде всего касается небольших авиакомпаний, получили, по сути, фиктивные свидетельства пилотов коммерческой авиации, поскольку фактически не проходили подготовку в этих учебных центрах. И здесь прежде всего возникают вопросы к Росавиации, т.к. именно она лицензирует эти учебные центры и должна осуществлять контроль за их работой и качеством подготовки пилотов",- отметил представитель СКР. Тут же последовали разоблачения продавцов свидетельств. Основные вопросы по факту катастрофы остаются к государственной программе, финансируемой Минздравсоцразвития, по подготовке штурманов и бортинженеров с сокращаемой отечественной техники. Программа обошлась государству в 1,3 млрд. рублей на подготовку за 1,5 года 350 штурманов и бортинженеров. На каждого обучающегося государство потратило денег больше, чем на выпускника летного суза. Программа обучения была короче, чем программа подготовки пилота в сузе. Большая часть из обученных по данным программам не успела стать командирами. Успокаивает в данной истории тот факт, что существует профицит вторых пилотов и приостановка деятельности обученных по данным программам пилотов, не должна нанести большой ущерб отрасли.

 

4. Профстандарты.

 

В соответствии с Указом Президента РФ №597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы.

Планируется, что в ближайшее время профессиональные стандарты заменят привычные для всех квалификационные справочники.  До 2015 г. Правительство РФ планирует разработать до 800 стандартов (в текущем 2013 году – более 300), которые станут основой для расчета тарифных ставок и систем оплаты труда работников. На сегодняшний день в соответствии с  Приказом Минтруда России №450 от 5 сентября 2013 г. («О внесении изменений в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 мая 2013 г. № 200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета») в перечень профстандартов, разработка которых утверждена за счет средств федерального бюджета,в 2013 году была включена единственная профессия на воздушном транспорте - «Мойщик летательных аппаратов». В следующем году ожидается активная работа по созданию современных, отвечающих требованиям работодателей профстандартов.

 

5. Набор персонала в новый лоукостер России «Добролет».

 

Одно их самых позитивных событий года для рынка труда – это начало набора персонала в лоукостер Аэрофлота «Добролет».  Особенность лоукостеров в том, что низкая себестоимость достигается не только минимумом сервиса, но и максимальной оптимизацией издержек. В авиакомпаниях более 40% себестоимости – это затраты на топливо и более 30% -это затраты на персонал (заработная плата, отчисления, соцпакеты, обучение персонала и др.). Низкая себестоимость будет достигаться высокой производительностью труда (соотношения пассажир.км на 1 сотрудника). Нормирование труда, действующие в отрасли, не позволяет сегодня приблизиться к нормам труда, применяемым за рубежом. До сих пор в аэропортовом сегменте нормирование труда сотрудники авиационных властей проверяют по рекомендациям и расчетам 1985. Поэтому лоукостеру нужны высококвалифицированные специалисты, которых не надо учить, которые готовы совмещать функции нескольких сотрудников, но и аэропорты, готовые обслуживать, используя современные нормы труда и профстандарты. С новой кадровой проблемой Добролет столкнется уже в 2014 году.

 

6. Новый коллапс на рынке труда летных кадров. Профицит вторых пилотов, нетрудоустроенные выпускники и дефицит командиров воздушных судов.

 

Ключевые показатели регулирования отрасли - это баланс рынка труда и отраслевой коэффициент производительности труда. С 2000 по 2011 присутствовал рост дефицита летного состава практически во всех странах, входящих в ИКАО. По данным Эрбас и Боинг дефицит будет стремительно расти до 2036 года. В 2013 году на заседании в Совете Федерации, посвященном обеспечению авиаперевозчиков квалифицированными кадрами, заместитель руководителя Росавиации Олег Георгиевич Сторчевой заявил: "На сегодняшний день у нас существует нехватка, но нехватка командиров воздушных судов, опытных командиров воздушных судов… В настоящий момент отрасль полностью обеспечена вторыми пилотами. Ни в одной авиакомпании нет нехватки вторых пилотов", - сказал он. Так же стало известно, что по анализу выпуска 2012 года из 558 выпущенных пилотов трудоустроены 236 человек. В 2013 году из более 600 выпущенных курсантов трудоустроились около 350. Таким образом, подсчитал представитель Росавиации, не трудоустроены около 500 выпускников летных училищ. По словам представителя Росавиации, в последнее время идет наращивание приема в летные училища: если в 2006 году набирали всего 240 человек, то в 2011 году набрали 790 человек, а в 2013 году - 940 человек. В следующем году также планируют набрать около тысячи человек. Увеличение набора несмотря на профицит вторых пилотов и нетрудоустроенность выпускников. Количество трудоустроенных и нетрудоустроенных выпускников вузов является одним из показателей независимой оценки отраслевого образования и регулирования системой подготовки.  Эксперты одной из причин называют не экономические показатели работодателей, а отсутствие стратегии кадрового обеспечения отрасли. При этом идет постоянное увеличение средств на оснащение вузов и сузов и развитие их образовательных программ.

 

7. Повышение окладов госслужащих.

 

Безусловно заработные платы на службе в авиационных властях далеки от зарплат авиапреприятий, однако, тенденция к повышению окладов повлияет на омоложение состава Минтранса и Росавиации и позволит формировать качественный кадровый резерв. На сегодняшний день в Росавиации работает чуть более 300 сотрудников, что трудно соотнести с более, чем 650 000 рабочих мест в отрасли на предприятиях. Однако работа в авиационных властях не является не востребованной. Особенно привлекательной она становится для выпускников вузов.

 

8. Росавиацией опубликован список лиц из числа авиационного персонала, употреблявших перед вылетом.

 

Росавиацией опубликован список лиц из числа авиационного персонала, отстраненного на предполетном медицинском осмотре по факту употребления алкоголя (психоактивных веществ). Почему мы решили выделить это событие? Потому, что такая работа Росавиации дает возможность сократить время при оценке специалистов в процессе приема на работу. С другой стороны – сильно уменьшает шансы специалистов на дальнейшее трудоустройство, даже будучи дефицитным специалистом.

 

9. Инициатива Росавиации вооружить бортпроводников наручниками и шоккерами на борту самолета.

 

В качестве одной из мер борьбы с участившимися случаями авиадебошей Росавиация предложила вооружить бортпроводников наручниками и шоккерами на борту самолета. Авиадебоширы обходятся авиакомпаниям не дешево. В правоохранительных органах к инициативе ведомства отнеслись прохладно. Обще доступной реакции профсоюзов бортпроводников и работодателей не было.  Сегодня бортпроводники, как правило, - первые пострадавшие от дебоширов, однако никакой возможности защитить себя и пассажиров не имеют, кроме права на самооборону. Если все же именно эта мера получит поддержку законодателей, то вполне возможно, что в будущем году профессия «бортпроводник» приобретет требования к новым навыкам, а образ одной из самых романтичных профессий в мире претерпит изменения.

 

Закрывая страницы этого года, хотелось бы отметить следующие моменты нашего прогноза на 2014 год:

 

  • Прогнозы экспертов рынка труда рисуют нам неблагоприятные картины в 2014 году. По нашим прогнозам, производственный авиационный персонал не подвергнется сокращениям в связи с прогнозами роста авиаперевозок, кроме того, высокий спрос будет в 2014 на производственный персонал в регионах, благодаря государственной программе субсидирования региональных перевозок. Сокращениям подвергнутся административные работники в первую очередь по деятельности, не влияющей на прибыль, а выполняющей социальные программы, благотворительность, PR. Сотрудники пресс служб и информагентств, по мнению аналитиков, не пострадают. Так же не стоит волноваться специалистам в области продаж, которые непосредственно дают возможность компаниям зарабатывать. Компании в следующем году будут более активны в поисках решений, позволяющих оптимизировать затраты (ИТ сфера, аутсорсинг различных услуг). Наша компания уже подготовилась к будущему году и разработала для авиаперевозчиков и аэропортов предложения по аутсорсингу подбора персонала, которое нацелено экономить до 60% бюджета HR служб на писк и подбор персонала.

 

  • Запуск лоукостера, если он состоится, потребует переработки требований к авиационному персоналу и к нормам труда.

 

  • Не исключено, что при отзыве свидетельств коммерческих пилотов, прошедших обучение в попавших под подозрение учебных центрах, в следующем году снова появится дефицит и вторых пилотов. А в случае появления системы настоящей независимой оценки летного персонала - дефицит в разы усилится.

 

  • Следующий год станет годом активной ротации на региональных рынках и повышением уровня заработных плат производственного персонала на этих рынках.

 

  • В связи с повышением окладов госслужащих в следующем году мы ожидаем повышенный интерес со стороны молодых специалистов и специалистов предпенсионного возраста к работе в авиационных властях. Этот 2013 год мы готовили кадровый резерв для наших властей и продолжим эту работу в будущем году.

 

     Какими бы ни были прогнозы и обстоятельства, но каждый будущий год лучше прошлого, потому, что дает новые надежды и новые

     возможности. Всем авиаторам хочу пожелать новых карьерных высот и веры в свои силы.

 

     Какие события рынка труда в авиации в 2013 году вы считаете повлияют на его будущее позитивно, а какие негативно? Укажите в нашем

     рейтинге событий 2013 года.

 

   

                                                                            Мирошниченко Анастасия, Генеральный директор Консалтинговой компании "Авиаперсонал"

Юбилейный лого 10 лет.jpg